Проект Традиции русской избы



Проект «Традиции русской избы»

Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.

Участники проекта: дети  старшей группы №1, родители, педагоги ДОУ.
Организация деятельности участников проекта:
 Взаимодействие и сотрудничество   всех     участников проекта

Введение в проект.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа,  принять русский язык, историю и культуру как  свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Цель проекта : Знакомство  с русской избой, русскими традициями и с предметами домашнего обихода.
Задачи проекта:
Ø познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа
Ø познакомить детей с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней

Ø дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте
Ø дать понятия о русском костюме

Ø дать понятия о некоторых обычаях, обрядах, праздниках, традициях русских людей
Ø прививать любовь к красоте и мудрости русской речи
Ø расширять сотрудничество с родителями по привитию ребенку интереса и любви к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитанию патриотических чувств
Ø пополнение уголка «Русская изба» новыми  атрибутами.


 1часть.  Актуальность проекта.
                                                                                 
В период дошкольного возраста начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.  Корни этого влияния – в языке своего народа,  в его песнях, впечатлениях от труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.  С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

        
 2 часть. Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель,  игрушки, музыкальные  инструменты, русский костюм и др.)
          
3 часть. Формулировка проблемы.

В нашей группе есть мини-музей «Русская изба». Детям очень нравится играть в этом уголке, рассматривать посуду, мебель, утварь, поиграть на ложках.  У детей возникли  вопросы: кто же жил в таком доме? Как люди пользовались прялкой, стиральной доской? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали?
      
4 часть. Гипотеза.

В таком доме жила семья: мама, папа, дедушка, бабушка и много детей. Дом назывался изба. Центральное место занимала печка, которая грела дом. В печи варили еду, на ней грелись. При помощи ухвата ставили, а затем и вынимали из печки чугуны с картошкой и кашей. В люльке качали малыша. Все жили дружно, уважали старших и помогали друг другу.
        Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного,  что позволит ощутить себя частью русского народа.

Виды детско-взрослого  взаимодействия:
Ø игровая
Ø коммуникативная
Ø познавательно-исследовательская
Ø восприятие художественной литературы и фольклора
Ø конструирование
Ø музыкальная
Ø двигательная

5 часть. Средства реализации проекта.

Беседы с детьми.
Рассматривание иллюстраций  на тему жизни в деревне.
Чтение художественной литературы.
Продуктивная деятельность
Театрализованные игры.
Рассматривание предметов быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Развлечение для детей
«В гостях у дедушки Домового»
Посиделки  (знакомство с народными играми)
Знакомство детей с домашней утварью
Конкурс  русского костюма
Создание презентаций  для детей и родителей
Принимаем гостей из других групп
Взаимодействие с родителями (проведение родительских собраний и консультаций; совместное проведение праздников и развлечений для детей; пополнение уголка ряжения).

6 часть. Интерпретация (объяснение результатов)

       В нашей группе  мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька  и др.). На полках расставили крынки, самовар, различную глиняную и деревянную посуду. В избе должно быть просторно, там нет места лишним вещам, но зато есть все необходимое.  Посещая  мини-музей «Русская изба» читаем  сказки, знакомились  с убранством «избы», с предметами обихода и их использованием.
 Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробудили  в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволило  им ощутить себя частью русского народа.
Был проведён конкурс русского народного костюма.
Проведены консультации для родителей: «Роль фольклора в развитии детей», «Устное народное творчество в воспитании детей»
        При знакомстве детей с устным народным творчеством, сказки подбирались яркие и красочные, что позволило детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах. Это позволило  детям знакомиться с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Были прочитаны следующие произведения: «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крошечка - хаврошечка», «Зимовье зверей» и др.
      Песенки, потешки, прибаутки я напевала или рассказывала около люльки, в которой лежала кукла-малышка. Был проведён конкурс народных  костюмов с активным участием родителей.
                   Таким образом, через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки развивается речь детей. Воспитывается любовь к родному краю и даются первые представления о культуре русского народа.
                 В образовательной деятельности «Музыка» дети учились играть на деревянных ложках, трещотках, бубенцах, разучили танцы с использованием ложек. Всю красоту звучания народных музыкальных инструментов дети узнали благодаря музыкальному руководителю, который с огромной любовью подбирал музыкальный материал.  Были проведены следующие мероприятия :  «В гостях у дедушки Домового»; Посиделки  (знакомство с народными играми).
           Познакомили детей с дедушкой Домовым, его «жилищем», которое находится за печкой. Дедушка Домовой большой шутник, весельчак, затевает с детьми разные игры и забавы. Дети очень дорожат дружбой с ним. Дедушка Домовой  может внезапно появиться и исчезнуть, что-то подарить ребяткам.  Он рассказывает детям много сказок, а хранит их в особом сундучке. А ещё  защищает дом от всего плохого: старается, чтобы в доме не было слёз, бед и других огорчений. Впервые дети знакомятся со словом «оберег»  и учатся его изготавливать.
Большой интерес у детей вызвало знакомство с народными традициями, знакомя детей с традициями русского народа, мы даём возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и  народной мудростью.
        
          Рассматривание печки. Она занимала центральное место в избе,  кормила всю семь, грела дом. На ней любили погреться старые члены семьи. Если кто заболеет, залезали на печку,  она ещё и лечила. На печке дедушка или бабушка рассказывали малым деткам сказки или напевали песенки. Так прослеживалась связь поколений.
Много времени у печки проводила хозяйка. Ей надо было накормить всю большую семью: дедушку, бабушку, мужа, себя и много детей. Раньше семьи были многочисленные. Все в семье любили друг друга, уважали старших, во всём их слушались. Старшие дети присматривали за младшими, а родители работали в поле или около дома.
Что бы справиться с таким объёмом работы у хозяйки были помощники: ухват, кочерга, чугуны.  Дети внимательно рассматривали все это предметы, пробовали поработать с ними.
          Дел у хозяйки немало, надо за прялку сесть, да пряжи напрясть, малым и большими членам семьи тёплых вещей навязать. Познакомить детей , откуда берётся шерсть, потрогать её руками, рассматреть прялку. Хозяйка избы показывает,  как пряжа набирается на веретено. Проведённые мероприятия на такие темы как : «Хозяюшкины помощники», «Печка –матушка», «Позолоченная прялица», «Откуда берётся шерсть?» в полной мере познакомили детей с посудой и домашней утварью.



Приложение 1

Образовательная деятельность  « В гостях у дедушки Домового»

Цель: Знакомство  с русской избой, русскими традициями и с предметами домашнего обихода

Программные задачи:
1. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда);
2. Обогащение словарного запаса детей. Слова: ухват, чугунок, Домовой
3. Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей;
4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
5. Продолжать знакомить детей с русским фольклором.

Перед началом (без детей) навести беспорядок в группе: перевернуть стулья, разбросать газеты…
Вед. Входит в группу вместе с детьми, останавливается
- Ой, что же случилось? Ни землетрясения, ни слонов здесь не было, никто в группу не входил, а всё вверх дном…. Кто же здесь безобразничал?
(находит на полу свиток)
- А это что? (разворачивает)
«Дорогие мои суседушки!  Довненько смотрел я  за вами, да песни и разговоры ваши слушал, но вот обидно мне стало- поёте вы хорошо, играть умеете, да только забыли о том, кто хозяин в доме. Веселитесь сами, и никто меня-дедушку Домового не спрашивает можно вам петь, играть, али нельзя… Ну да ладно… Пойте, веселитесь, сколько душе угодно. Это вам я разрешаю.  Но вот одной обиды не могу простить - никто меня сегодня не поздравил, гостинца не подарил, а у меня сегодня день рождения- как –никак 675 лет. Во… Раньше, бывалоча, годков 100 назад. И накормят, и напоят, да ещё прибаутками и сказками позабавят… А сейчас-худо дело, совсем забыли дедушку-соседушку. Вот и рассердился я на вас, решил шуметь и безобразничать… А коли вы и сейчас меня не взвеселите- и вовсе разбушуюсь. Вот и весь сказ.

Вед.
-Вот это да! Никогда не получала писем от Домового. Что же нам делать? Давайте сначала приберёмся в группе. Хоть дедушка-Домовой здесь и набедокурил, а порядок и красоту он не меньше нашего любит…Ставьте всё на свои места и приговаривайте :
Хозяинушка-батюшка! Пошутил и хватит!

Дети всё прибирают, повторяя приговорку с различными интонациями:(сердито, с укоризной,ласково); с различной силой голоса (тихо, громко) и т.д.
Вед.
-Молодцы! А теперь давайте знакомиться с дедушкой Домовым. И хоть он на глаза людям не любит показываться, к нам обязательно придёт, потому что мы ему угощенье сейчас приготовим…
Вед. (поёт)
 Дадим деду каши в красной чаше
Хлеба краюшку, мёда кадушку.
Пышки да лепёшки, да свиные ножки…
Ешь, дед, не тащи, боле каши не проси…
(первый раз ведущая и дети поют, имитируя движения, второй раз  ведущая поёт и достаёт булку, отрезает краюшку, потом наливает воду в кружку, выкладывает мёд (конфеты) в чашку и относит всё на подоконник (или в избу).
Вед.
-Дедушка Домовой. В гости приходи, угощенье забери…
(ПОЯВЛЯЕТСЯ ДОМОВОЙ)
Вед.
-Здравствуй, дедушка-Домовой! Заходи смелее, мы тебе угощеньице приготовили…
Домовой:
Спасибо , суседушки, уважили… Люблю вкусно поести…(съедает кусочек булочки).
Вед.
-Дедушка-Домовой. У тебя сегодня день рождения, вставай скорее в круг, мы тебе Каравай споём…
КАРАВАЙ
Домовой:
Ох, спасибо, ребятушки, доставили дедушке радости… А то скучно мне одному было…
Вед.
Дедушка Домовой, а  где же ты живёшь?
Домовой:
- А живу я, ребятушки, за печкой..
-А зачем, дедушка, печка нужна?
Домовой (гладит печку, приговаривает):
-Печка то дом   обогревает  (от натопленной печи в доме  тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;
- Хлеб в ней пекут вкусный, ароматный. кашу варят, щи - до чего ж хороши, а ещё на печи  старики и дети спят, греются.
-А вечерами все собирались около печи. Мама вышивала, папа ремонтировал, а бабушка пряла. И все пели…
- В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу! »
Вед.
- А что это за посуда стоит на печи?
Домовой:
- Это чугунок, горшок. В них еду то и готовили.
Вед. Дотрагивается до чугунка и отдёргивает руку, дует на неё
- Ой.горячий…
- Голыми руками чугунок из раскалённой печи не вытащишь! Что же нам поможет?
Домовой:
- А я сейчас вам покажу помощника (показывает ухват)
Рогатенький постовой
У печки, под рукой.
Ему ничего не надо,
Быть первым — вот награда.
В печку ныряет,
А потом отдыхает. (Ухват)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет.

Ухват- это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки.
Вед.:
В чугунке уж каша сварилась. Подставляйте плошки (Дети подставляют ладошки, в-ль «раздаёт» всем кашу. Дети имитирую еду)
Домовёнок:
- Ребятушки, а в старину люди не только работали, но и отдыхали, веселились! Даже ложки превращались в игрушки..
ИГРА С ЛОЖКАМИ (ложки, ложки, превратитесь в рожки,
ложки, ложки, превратитесь в серёжки,
ложки, ложки, превратитесь в ножки,
ложки, ложки, превратитесь в бабочку.
Вед.:
Ребята, вставайте в кружок, поиграем с дедушкой Домовым.
Игра «Как у деда Домового»
Как у дяда Домового
Было семеро детей
Они не пили, не ели
Друг на друга все глядели
Разом делали, вот так:

Играюшие дети встают кругом взявшись за руки, водят хоровод и поют песню. В центре круга мальчик «Домовой», по окончании её, показывает какое-нибудь действие, связанное с движением и все участники стоящие в хороводе его повторяют. Не повторивший движение становится «Домовым» .

Домовёнок:
-Наигрался я с вами вволю, пора и за печку. Да и вам уже гулять пора….
Вед.:
- Дедушка-Домовой, а ты нам ещё покажешься?
Домовёнок:
-Я теперь часто буду вам показываться,  до новых встреч, ребятушки-суседушки…




«Ложка-золоченая»
(образовательная деятельность для детей    совместно с родителями)
Цель: укрепление детско-родительских отношений в совместной деятельности.
Задачи:
Обучение детей украшать изображение ложки  формами, располагая аппликацию в центре черпачка и на конце ручки.
Развивать навыки вырезывания  кругов и овалов из квадрата и прямоугольника.
Развивать интерес к художественному творчеству.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; заучивание стихов; подготовка рисунков на выставку.
Оборудование и материалы: маленькие столики хохломской росписи со стульями; посуда с хохломской росписью.
Ход:
Дети с родителями под музыку проходят в группу, рассаживаются  за столики.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в нашей  гостиной! Вас ждет веселье, смех, игры и песни!  Наша встреча посвящена красавице ложке! Какие ложки вы знаете?
Ответы: деревянные, металлические и пластиковые.
Звучит музыка, в группу забегает Жихарка. Начинает искать  что-то на столах, под ними, под стульями.
Воспитатель: Ребята! Да к нам гость пожаловал! Здравствуй, Жихарка! Что ты все ищешь?
Жихарка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, родители! Беда у меня! Была у меня  ложка, не простая, а  деревянная, золоченая. Я  ей щи хлебал, да кашу ел (разводит руками), а когда настроение хорошее, то и играл на ней! Да вот моя ложка пропала. Видать ее лиса унесла.
Воспитатель: Не расстраивайся ,Жихарка! Только сначала познакомься и поздоровайся с нашими гостями.
Жихарка: Ой, вас так много – это я со всеми буду долго здороваться и знакомиться.
Воспитатель: А нам поможет веселая музыкальная игра «Здравствуйте!»
Игра «Здравствуйте», «Семь прыжков» под датскую народную мелодию.
Дети и родители выходят в центр зала. Двигаются по веселую музыку в разных направлениях, на каждую остановку музыкальной фразы, здороваются с тем, кто ближе к нему стоит, игра продолжается.
Воспитатель: Вот ты со всеми и поздоровался! Мы попробуем тебе помочь! Здесь недалеко развернулась ярмарка, может быть лиса там. Давайте мы отправимся туда и посмотрим на товары, да и себя покажем.
Ребенок в наряде Петрушки:
Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары…
И отменные игрушки!
Второй ребенок:
Я Петрушка –
Развеселый мальчуган,
Всегда весел и пою,
К вам на встречу я спешу.
Подходи, народ честной,
За медный пятак покажу все этак и так.
Петрушки: Идемте к  лотку. Посмотрите,  здесь продают посуду, а какую угадайте? (хохломскую).
Ребенок:
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Ребенок Купец: Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.
Воспитатель:  Ребята, а о чем напоминает вам хохлома? (о прошедшем солнечном лете).
ВоспитательЖихарка, а почему ты такой печальный, тебе не понравились ответы детей?
Жихарка: Нет, дети отвечали хорошо, да только ложки-то я своей так и не нашел.
Воспитатель:  Посмотри, Жихарка, какой-то купец ехал и весь товар рассыпал. Может быть здесь твоя ложка найдется.
Жихарка: Да тут вся посуда поломана. Кто тут что разберет.
Воспитатель: Не переживай, Жихарка, ребята тебе помогут. Правда, дети?
Игра "Собери целое" - звучит песня «Ложки деревенские» (музыка, слова и исполнение Елены Соломатиной).
Жихарка: И здесь нет моей ложки.
Воспитатель: Посмотри, Жихарка, стоят Матрешки. Давай к ним подойдем.
Матрешки поют:
Мы веселые матрешки -
Ладушки-ладушки (хлопают в ладошки).
На ногах у нас  сапожки –
Топушки-топушки (топают ножками).
Сарафаны наши пестры-
Вертушки-вертушки (кружаться).
Мы похожи, словно сестры-
Ладушки-ладушки (хлопают в ладошки).
Воспитатель: Посмотри, Жихарка, что это они прячут за своими сарафанами?
Матрешки: Сундучок. В нем собраны ложки. Которые ребята и их родители собирали. (Все рассматривают  ложки из мини-музея)
Воспитатель: Ну что, Жихарка, и здесь нет твоей ложки. Давай сыграешь с нами в игру.
Игра «Кто перенесет быстрее кашу» (перенос теннисных мячиков из одной тарелки в другую).
Воспитатель:  Все такие молодцы! А у меня еще сюрприз - это мастерская. Давайте побудем немного художниками и распишем вот эти образцы. А наши родители помогут своим ребяткам. Выбирайте, какие вам нравятся, подумайте, каким узором вы их украсите.
Игра «Составь хохломской узор» (дидактическая), звучит песня «Хохлома»
Деревянные ложки —
Постучи-ка немножко.
Хочешь — вальс играй,
А хочешь — суп хлебай!
Воспитатель: А сейчас наши ребята сыграют на ложках! (дети играют на ложках)
Воспитатель:
Мы гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.
Воспитатель: Жихарка, а что это за мешок у тебя за спиной?
Жихарка: А я не знаю. Взял с собой в дорогу, да так ни разу  и не взглянул, что там.
Воспитатель: Ой, да здесь сладостей целый мешок. Глянь, да и ложка, наверное, твоя.
Жихарка: Моя, родная, точеная, а ручка золоченая (целует свою ложечку). А это  вам угощение за то, что мне многое показали и рассказали. А мне пора домой, меня там Кот с Петей заждались уже. До свидания!
Воспитатель:  До свидания!
 Ребенок 1: Золотая хохлома.
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
Ребенок 2:И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Ребенок 3:Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Ребенок 4:Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Воспитатель:  Ну и нам пора прощаться.  Пойдем к себе Жихаркины угощения пробоват



Приложение 2










Развлечение для детей:  «В гостях у дедушки Домового»















«Посиделки»  (знакомство с народными играми)















Знакомство детей с домашней утварью












Конкурс  русского костюма
 


Развлечение «На завалинке…»























Продуктивная деятельность

 



 






Сюжетно-ролевые игры


 






Комментариев нет:

Отправить комментарий