Образовательна деятельность "В гостях удедушки Домового"

Образовательная деятельность  « В гостях у дедушки Домового»

Цель: Знакомство  с русской избой, русскими традициями и с предметами домашнего обихода

Программные задачи:
1. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда);
2. Обогащение словарного запаса детей. Слова: ухват, чугунок, Домовой
3. Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей;
4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
5. Продолжать знакомить детей с русским фольклором.

Перед началом (без детей) навести беспорядок в группе: перевернуть стулья, разбросать газеты…
Вед. Входит в группу вместе с детьми, останавливается
- Ой, что же случилось? Ни землетрясения, ни слонов здесь не было, никто в группу не входил, а всё вверх дном…. Кто же здесь безобразничал?
(находит на полу свиток)
- А это что? (разворачивает)
«Дорогие мои суседушки!  Довненько смотрел я  за вами, да песни и разговоры ваши слушал, но вот обидно мне стало- поёте вы хорошо, играть умеете, да только забыли о том, кто хозяин в доме. Веселитесь сами, и никто меня-дедушку Домового не спрашивает можно вам петь, играть, али нельзя… Ну да ладно… Пойте, веселитесь, сколько душе угодно. Это вам я разрешаю.  Но вот одной обиды не могу простить - никто меня сегодня не поздравил, гостинца не подарил, а у меня сегодня день рождения- как –никак 675 лет. Во… Раньше, бывалоча, годков 100 назад. И накормят, и напоят, да ещё прибаутками и сказками позабавят… А сейчас-худо дело, совсем забыли дедушку-соседушку. Вот и рассердился я на вас, решил шуметь и безобразничать… А коли вы и сейчас меня не взвеселите- и вовсе разбушуюсь. Вот и весь сказ.

Вед.
-Вот это да! Никогда не получала писем от Домового. Что же нам делать? Давайте сначала приберёмся в группе. Хоть дедушка-Домовой здесь и набедокурил, а порядок и красоту он не меньше нашего любит…Ставьте всё на свои места и приговаривайте :
Хозяинушка-батюшка! Пошутил и хватит!

Дети всё прибирают, повторяя приговорку с различными интонациями:(сердито, с укоризной,ласково); с различной силой голоса (тихо, громко) и т.д.
Вед.
-Молодцы! А теперь давайте знакомиться с дедушкой Домовым. И хоть он на глаза людям не любит показываться, к нам обязательно придёт, потому что мы ему угощенье сейчас приготовим…
Вед. (поёт)
 Дадим деду каши в красной чаше
Хлеба краюшку, мёда кадушку.
Пышки да лепёшки, да свиные ножки…
Ешь, дед, не тащи, боле каши не проси…
(первый раз ведущая и дети поют, имитируя движения, второй раз  ведущая поёт и достаёт булку, отрезает краюшку, потом наливает воду в кружку, выкладывает мёд (конфеты) в чашку и относит всё на подоконник (или в избу).
Вед.
-Дедушка Домовой. В гости приходи, угощенье забери…
(ПОЯВЛЯЕТСЯ ДОМОВОЙ)
Вед.
-Здравствуй, дедушка-Домовой! Заходи смелее, мы тебе угощеньице приготовили…
Домовой:
Спасибо , суседушки, уважили… Люблю вкусно поести…(съедает кусочек булочки).
Вед.
-Дедушка-Домовой. У тебя сегодня день рождения, вставай скорее в круг, мы тебе Каравай споём…
КАРАВАЙ
Домовой:
Ох, спасибо, ребятушки, доставили дедушке радости… А то скучно мне одному было…
Вед.
Дедушка Домовой, а  где же ты живёшь?
Домовой:
- А живу я, ребятушки, за печкой..
-А зачем, дедушка, печка нужна?
Домовой (гладит печку, приговаривает):
-Печка то дом   обогревает  (от натопленной печи в доме  тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;
- Хлеб в ней пекут вкусный, ароматный. кашу варят, щи - до чего ж хороши, а ещё на печи  старики и дети спят, греются.
-А вечерами все собирались около печи. Мама вышивала, папа ремонтировал, а бабушка пряла. И все пели…
- В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу! »
Вед.
- А что это за посуда стоит на печи?
Домовой:
- Это чугунок, горшок. В них еду то и готовили.
Вед. Дотрагивается до чугунка и отдёргивает руку, дует на неё
- Ой.горячий…
- Голыми руками чугунок из раскалённой печи не вытащишь! Что же нам поможет?
Домовой:
- А я сейчас вам покажу помощника (показывает ухват)
Рогатенький постовой
У печки, под рукой.
Ему ничего не надо,
Быть первым — вот награда.
В печку ныряет,
А потом отдыхает. (Ухват)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет.

Ухват- это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки.
Вед.:
В чугунке уж каша сварилась. Подставляйте плошки (Дети подставляют ладошки, в-ль «раздаёт» всем кашу. Дети имитирую еду)
Домовёнок:
- Ребятушки, а в старину люди не только работали, но и отдыхали, веселились! Даже ложки превращались в игрушки..
ИГРА С ЛОЖКАМИ (ложки, ложки, превратитесь в рожки,
ложки, ложки, превратитесь в серёжки,
ложки, ложки, превратитесь в ножки,
ложки, ложки, превратитесь в бабочку.
Вед.:
Ребята, вставайте в кружок, поиграем с дедушкой Домовым.
Игра «Как у деда Домового»
Как у дяда Домового
Было семеро детей
Они не пили, не ели
Друг на друга все глядели
Разом делали, вот так:

Играюшие дети встают кругом взявшись за руки, водят хоровод и поют песню. В центре круга мальчик «Домовой», по окончании её, показывает какое-нибудь действие, связанное с движением и все участники стоящие в хороводе его повторяют. Не повторивший движение становится «Домовым» .

Домовёнок:
-Наигрался я с вами вволю, пора и за печку. Да и вам уже гулять пора….
Вед.:
- Дедушка-Домовой, а ты нам ещё покажешься?
Домовёнок:


-Я теперь часто буду вам показываться,  до новых встреч, ребятушки-суседушки…

Комментариев нет:

Отправить комментарий