Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с
его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было
целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращать внимание детей
на те или иные предметы, явления, на их свойства. Учить его вслушиваться,
всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Играя с детьми, важно
ставить перед ними задачи, для решения которых требуются умственные усилия,
создавать ситуации, побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого
опыта, развитию навыков исследовательской деятельности.
Вся жизнь
ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками,
формами, звуками и т.д. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В
играх, на прогулке необходимо обращать внимание детей на те, или иные предметы,
явления, на их свойства. Учить их вслушиваться, всматриваться, узнавать
предметы с помощью анализа. Играя с детьми, важно ставить перед ними задачи,
для решения которых требуются умственные усилия, создавать ситуации,
побуждающие их к активизации знаний, умений, прошлого опыта, развитию навыков
исследовательской деятельности.
Гуляя
на улице, можно придумать вместе с детьми простые рассказы, которые помогут им
осознавать, закреплять эти понятия. При развитии исследовательских навыков
детей, непременно расширяются и его речевые возможности. Чем бы вы ни
занимались с ребенком, непременно обращайте внимание на его речь. Побуждайте
его рассказывать вам, что он делал, что он видел, что слышал на прогулке.
Предложенные игры вызывают интерес не
только у детей, но и у родителей. В них можно играть на улице и в детском саду,
и в парке, и на лужайке, и во дворе, т.е. везде.
Игры на прогулке:
«Подбери
листику пару» Ребенку предлагается листик с любого дерева и
ему необходимо найти такой же, рассказать с какого он дерева.
«На что
похоже облако» Вместе с ребенком рассмотреть облако и
представлять себе, на что оно может быт похоже. (Придумать рассказ о
персонаже).
«Выложи
из палочек» Всеми любимая игра, которая позволяет
использовать любые веточки от деревьев и палочки от кустиков, которые
попадаются под ноги.
«Кто
правильно пойдет, тот игрушку найдет» Ребенку дается
команда идти по ориентирам. Например: «Иди к пеньку, потом к дереву, потом к
колесику и там ты найдешь сюрприз». Для детей постарше задание усложняется тем,
что им конкретно указывается направление. Например: «Иди прямо, потом направо,
потом налево и там найдешь сюрприз».
«Рисование
палочками на песке, снегу, земле, глине» Еще одна игра, которая
доставляет детям массу удовольствия, потому что позволяет им развивать свои
исследовательские способности, не прибегая к специальным средствам, а используя
только подручные природные материалы. Ребенок сможет заметить, что на разной
поверхности по-разному «пишет» палочка и получаются разные рисунки.
«Четвертый
лишний в природе» Помогает детям классифицировать предметы и выявлять
особенности явлений природы. Например, что лишнее: дерево, трава, цветок,
дождь. Почему?
«Цепочка
слов» Взрослый называет слово, например, дерево. Ребенку нужно назвать
слово, которое начинается на букву, которым закончилось предыдущее слово, например,
облако. И так до конца, пока не закончатся слова на нужную букву.
«Хорошо –
плохо» в природных явлениях» Ребенку предлагается один предмет или
явление природы, и он должен сказать, что в нем хорошего, а что плохого.
Например, дождь. Это хорошо, потому что, когда он идет, поливаются все растения
- деревья, цветы, кустарники. Птички могут пить из луж. Плохо то, что после
дождя очень грязно, сыро и нужно ждать пока высохнет, чтобы погулять.
«Преврати
себя в...» (Цветок, дерево, птичку, и т.д.) О чем он мечтает? Что видит
ночью? О чем шепчут листья?
«Куда
плывут облака» Придумать краткую историю и загадки про
облака.
«Что
бывает...» (Зеленым, желтым и т.д.) Развивается внимание, умение
сосредотачиваться на определенной задаче.
Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по
этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не
знаю, не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать
то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, и помогайте в
поисках способов действия. Лучше побуждать детей к
исследовательской деятельности. Для ее развития полезны занимательные
задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения,
подсказать которые поможет сама природа.
Игры на природе дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта
малыша, учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе и,
наконец, позволяют это делать в самое лучшее время, когда малыш наиболее
восприимчив к развитию, - в дошкольном детстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий