«Чудо-прялка» Конспект занятия для старшего дошкольного возраста

Программное содержание: 
- познакомить детей с предметами  крестьянского быта: прялкой,
веретеном;
- формировать представления об этнических особенностях русского
народного ткачества;
- прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм,  вызвать атмосферу
радости от общения с прошлым;
- обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок.
Материал и оборудование: Настоящие прялка и веретено (в «Уголке русского быта»), клубки различных по фактуре ниток (шерстяные, шелковые и т.п.), изделия с элементами русской народной вышивки, вязаные вещи.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в « уголке русской избы»;  чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание  загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр ( «Заря – заряница», «Горелки» , «Клубок» и др.).

Ход занятия:
Организационный момент: Занятие проводится двумя воспитателями и гостьей – бабушкой  ребёнка. Один из них сопровождает детей в «Уголок русского быта», помогает детям в диалогах, начинает и завершает занятие. Второй воспитатель переодевается в народный костюм, играет роль Хозяйки «Уголка русского быта». 
Хозяюшка:
Здравствуйте, гости долгожданные,
проходите в дом, не стесняйтесь
поудобней располагайтесь…
Гости:
Дай бог тому, кто в этом дому:
Дорогим гостям, милым детушкам!
Хозяюшка:
Приготовила для вас целый сундук добра.
А что в нём, мы сейчас и узнаем.
Но прежде отгадайте загадку.
Чем больше бегает свинка,
Тем больше толстеет.
(Веретено, пряжа.) 
Хозяюшка:
 А сейчас и проверим, если в сундуке…Чем быстрее вертится веретено, тем больше становится клубочек.
Хозяюшка:
Из чего сделано веретено! (Ответы детей)
Как с ним нужно обращаться? (Ответы детей)
Правильно, ребята, с веретеном нужно обращаться очень аккуратно, иначе можно уколоться. В какой сказке принцесса укололась веретеном? («Спящая красавица»)
Хозяюшка:
А что это такое?
Возле бабушкиных ног
прыгал белый колобок.
 Он скакал, мелькал,
крутился и в носок
 вдруг превратился… (Клубок)

Хозяюшка: (достаёт из сундука клубок)
Посмотрите, какой клубок в сундуке спрятался, потрогайте его…
Из чего эти нитки? (из шерсти)
Значит они какие? (шерстяные)
А что ещё кроме носков можно связать из шерстяных ниток? (Кофты, шапки, варежки)
Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток?
Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда.
А наш клубочек не простой, он волшебный и хочет с нами поиграть?

Игра «Клубочек»
Ты катись, катись, клубочек,
По кружочку прокатись.
Ты катись, катись, клубочек,
А теперь остановись.
Выходи скорей в кружок,
Потанцуй для нас, дружок!

Хозяюшка:
А что же ещё есть в сундуке?
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он — шарф для Петеньки (Спицы)
- Из чего сделаны спицы (из металла)
-  Значит они какие? (металлические)
- Зачем нужны спицы? (Ответы детей)
Хозяюшка:
А вот и ещё загадка:
Может влезь иголке в ушко
Тонкая ее подружка.
Вместе шов проложат прытко.
Как зовут подружку? (Нитка)
А для чего нужны нитки?(Ответы детей)
Хозяюшка:
Выходите детишки на весёлую игру, но сначала посчитаемя.
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Русская народная игра «Заря – заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
 С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.
 Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
Хозяюшка:
Три девицы вечерком сидели  ладно под окном….
Одна из них, вышивала,
другая шарф вязала,
а третья пряжу пряла…

Xозяйка: На чем пряжу прядут? Что это?  (Обращает внимание ни прялку)  Я вам подскажу. Это прялка. Такие прялки прежде в деревнях были в каждой избе, да и сейчас у многих ещё сохранились.
Гостья: А сейчас я покажу вам, как работает прялка: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку, начинаю прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это называется веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяйка крутит веретено.)
Xозяйка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретеном. Давайте я вас научу нитку прясть. (Хозяйка берет шерсть и объясняет.) Сначала нужно намочить пальчики, растянуть шерсть и скрутить её в тонкую нитку. Хозяйка раздает детям шерсть, предлагает растянуть и скрутить её. По ходу работы задает вопросы: Что ты делаешь?
Дети: Растягиваю шерсть. Скручиваю нитку. Пряду нитку.
Xозяйка: Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница - прялка. Вот я сколько ниток напряла. (Хозяйка показывает корзину с разными клубками - шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными. Достает из корзины шерстяные нитки со спицами) Для чего нужны эти нитки?
Дети: Чтобы вязать.
А это нитки из хлопка…из них вот такое полотно ткали. Оно тонкое и не такое тёплое как вещи из шерсти…
У вас на столах лоскутки такой ткани есть. Только современные.  Мы из них куколок сделаем.
Изготовление кукол-пеленашек.
-Белую ткань складываем пополам и плотно сворачиваем в скатку снизу вверх.
-Для обозначения головы перетягиваем скатку нитями, выделяя треть длины от одного из концов.
-Складываем ткань для платочка куклы по диагонали.
-На головку куклы Пеленашки повязываем платочек, концы заводим за спинку крест-накрест, не завязывая узла.
-Кладем куклу поверх пеленки, предварительно немного отогнув ее верхний край.
-Заворачиваем скатку в пеленку, заводя по очереди углы ткани наискосок за скатку. Нижнюю часть пеленки подгибаем, накидываем на Пеленашку и обтягиваем назад за скатку.
-Куклу Пеленашку обвиваем свивальником (узкой длинной полоской ткани, веревочкой или лентой). Начинаем, заводя за голову, затем перекрещиваем впереди и перетягиваем оба конца внизу.
Кукла Пеленашка готова! Можно с ней поиграть.
Гости:
Спасибо, Хозяюшке в это дому.
 За учение уму – разуму,
 А нам пора с вашего двора.


Приложение















1 комментарий:

  1. Замечательное занятие. Всё прошло на высшем классе! Спасибо, что знакомите наших детей с русской культурой, с народными традициями.

    ОтветитьУдалить