Методические материалы

В своей педагогической деятельности  пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»  под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой. Данная Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет и  построена на эстетическом воспитании дошкольников, опираясь  на культурную традицию и инновационную направленность. Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством, развитие интереса к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслами. Основная цель программы – способствование формированию у детей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию русского народа, закладывание фундамента для освоения детьми национальной культуры.
Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка.
Для реализации этой цели использую соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы. Важным условием и участником педагогического процесса авторы программы считают специальное помещение – избу, в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: горшки, лапти, печь, кувшины и т.д. Такое убранство избы вводит детей в атмосферу русской деревни, помогает детям эмоционально ощутить и пережить содержание сказок. В избе детей приветствует хозяйка, которая является душой этой избы и хранительницей всех народных традиций. Кроме того, в избе живет еще один персонаж – домовенок Кузя (образная кукла) – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Он любит общаться с детьми, рассказывать им сказки, стишки и потешки.
Программа включает перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы (средней, старшей и подготовительной) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся примерно раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д.
Для того чтобы педагогический коллектив имел возможность творчески развивать предложенный вариант программы, в виде приложения даются специальные материалы: сказки, былины, литературные произведения, нотный материал, небольшой словарь старинных русских слов, наиболее часто употребляемых в народных сказках и пословицах, и т.д.

Методическая литература
1.     Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и     
социальной действительностью» ИГЛ Москва, 2004
2.     Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
средствами декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.02 /Теория и методика обучения и воспитания по областям и уровням образования/> / Гаранина Наталия Константиновна; [Ин-т художеств.образования РАО]. - Москва: 2010
3.     О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4.     Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
5.     Знакомство детей с русским народном творчеством. Конспекты занятий и
сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
6.     Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
7.     Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.:
Просвещение, 1989. – 239 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий