В своей педагогической деятельности пользуюсь рекомендациями, изложенными в
программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой. Данная
Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет и построена на эстетическом воспитании
дошкольников, опираясь на культурную
традицию и инновационную направленность. Программа предусматривает ознакомление
дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с
обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим
народным творчеством, развитие интереса к народной культуре, устному народному
творчеству, народной музыке, народным играм и промыслами. Основная цель
программы – способствование формированию у детей личностной культуры, приобщение
их к богатому культурному наследию русского народа, закладывание фундамента для
освоения детьми национальной культуры.
Теоретическую основу программы
составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной
культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный,
творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура
должна стать неотъемлемой частью души ребенка.
Для реализации этой цели использую
соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы. Важным
условием и участником педагогического процесса авторы программы считают
специальное помещение – избу, в которой размещены предметы, наиболее часто
упоминающиеся в русских сказках: горшки, лапти, печь, кувшины и т.д. Такое
убранство избы вводит детей в атмосферу русской деревни, помогает детям
эмоционально ощутить и пережить содержание сказок. В избе детей приветствует
хозяйка, которая является душой этой избы и хранительницей всех народных
традиций. Кроме того, в избе живет еще один персонаж – домовенок Кузя (образная
кукла) – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Он
любит общаться с детьми, рассказывать им сказки, стишки и потешки.
Программа включает перспективное и
календарное планирование. Для каждой возрастной группы (средней, старшей и
подготовительной) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого
календарного месяца. Занятия проводятся примерно раз в неделю. Содержание
занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации
незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д.
Для того чтобы педагогический коллектив
имел возможность творчески развивать предложенный вариант программы, в виде
приложения даются специальные материалы: сказки, былины, литературные
произведения, нотный материал, небольшой словарь старинных русских слов,
наиболее часто употребляемых в народных сказках и пословицах, и т.д.
Методическая литература
1. Н.В.
Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной
действительностью» ИГЛ Москва, 2004
2. Гаранина
Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
средствами
декоративно-прикладного искусства (в условиях музея дошкольного учреждения):
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических
наук: специальность 13.00.02 /Теория и методика обучения и воспитания по областям
и уровням образования/> / Гаранина Наталия Константиновна; [Ин-т
художеств.образования РАО]. - Москва: 2010
3. О.Л.Князева,
М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской
народной
культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. Литвинова
М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей
дошкольного
и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
5. Знакомство
детей с русским народном творчеством. Конспекты занятий и
сценарии
календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева
О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
6. Календарные
обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Авторский
коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2005.
7. Детские
подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.:
Просвещение,
1989. – 239 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий