среда, 27 января 2016 г.

Использование проектной деятельности для социально-личностного развития детей с ЗПР.

Задержка психического развития накладывает специфические особенности  на развитие процесса познания, ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни.  У детей с ЗПР  наблюдается выраженное отсутствие интереса к обучению или решению возникающих проблем. Они обладают низкой познавательной активностью, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.  Так же эти дети испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими.
Исходя из этого, из наиболее важных задач для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, становится вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является технология проектной деятельности, дающая
безграничные возможности для создания поисковой, творческой среды, организации практических изысканий, опытов и открытий.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. Ведь одной из ее особенностей в системе дошкольного образования является то, что ребенок в силу своего небольшого возраста еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность в ДОУ – это сотрудничество, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи.
Было замечено, что всё чаще и чаще у детей возникает желание узнать, как жили люди раньше и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли.
Знакомя детей с традициями, укладом жизни, бытом, промыслами, а также народными праздниками и обрядами русского народа, мы решили разработать и реализовать проект « Куклы моей бабушки».  Знакомство детей с народным творчеством России позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. 
Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития. Темой проекта послужила кукла-пеленашка, сделанная мной  после прохождения курсов. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Как с ней играть?»; «Почему так называется кукла?»; «Из чего сделана кукла?»; « Как можно самим сделать такую куклу?».
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. Основополагающим в данном проекте является формирование у детей знаний о разнообразии и назначении традиционной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.
Для этого были поставлены задачи:
Ø обогатить  знания дошкольников  информацией  возникновения кукол;
Ø формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
Ø учить детей изготавливать кукол своими руками;
Ø закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
Ø воспитывать интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
Ø совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы. 
Был составлен перспективный план работы, определены  этапы и последовательность выполнения проектной деятельности педагогами, детьми и родителями, подготовлена развивающая предметно-пространственная среда. 
Вся деятельность была разделена на этапы.
 Первый этап  (подготовительный) включал:
Ø беседы о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети;
Ø рассматривание иллюстраций об игрушках;
Ø составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
Ø чтение сказок, заучивание потешек, небылиц;
Ø беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства;
Ø оформление уголка самостоятельной деятельности «сделай сам».
На втором этапе (практическом) дети посетили выставку «Куклы в национальных костюмах», кукольный театр, составляли  творческие рассказы «Моя любимая игрушка», иллюстрировали книгу рассказов «Куклы моей бабушки», делали  кукол «Обереги», «Пеленашки», «Закрутки», «Стригушки».
Для реализации проекта были привлечены родители. С ними была проведено анкетирование по теме; подготовлены и проведены  консультации для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”; оформлена наглядная информация: папки-передвижки, альбомы и т.д.  Родителей приняли активное участие в совместной познавательно-творческой  деятельности.
Хочется обратить внимание на выдержки из  книги «Кукла моей бабушки».
 «В детстве моей бабушки не было возможности приобрести игрушки, они жили в глухой деревне и семья была большая. Старшие сёстры, когда подросли, шили из лоскутков ткани,  пуговиц и ваты кукол, собачек, кошек…» (Настя Ч.);
«….самодельная кукла из капронового чулка – Катя. Её мама этот чулок набивала опилками, расстригала нижнюю часть, делая ножки, всё сшивала, пришивала ручки. На голову кукле пришивала расстриженный чулок, это получались волосы. Вместо глазок пришивала пуговицы, а ротик и носик вышивала нитками. Бабушка повсюду куклу брала с собой в гости, шила ей платьица, играла с другими девочками. Засыпала тоже с куклой Катей в обнимку.» (Игорь М.)
«.Любимая игрушка моей бабушки была гипсовая кукла. Она была лёгкая и красивая. А ещё у бабушки был мячик из шерсти овцы или козы. Но больше всего было игрушек из бумаги, которые бабушка делала сама – фонарики и различные фигурки…» (Вика К.).
В результате большой и очень интересной исследовательской деятельности, проведённой совместно с детьми и родителями, пополнился мини-музей “Куклы из бабушкиного сундука ”, составлены альбомы «История куклы», «Моя любимая игрушка», «Кукла моей мечты», организована выставка игрушек, сделанных руками детей и родителей. С большим интересом наш мини-музей посещают и дети других групп ДОУ.
В ходе мониторинга было выявлено, что проектная деятельность  помогла детям приобрести новые знания, реализовать их на практике. Она способствовала развитию у детей познавательного интереса, а также развитию их коммуникативных навыков. Проект также активизировал общение детей между собой, усилил взаимодействие детей и взрослых. Проект помог вовлечь родителей в диалог с детьми, направив  инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе соучастия в общей деятельности.
Опыт работы показывает, что использование технологии проектной деятельности как одного из методов интегрированного обучения дошкольников с ЗПР, помогает им чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников и успешнее социализироваться в окружающем мире.



3 комментария:

  1. очень интересный и познавательный сайт, можно найти много нового для занятий с ребенком. Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
  2. Быть воспитателем детей с ЗПР – это непростой труд и большая ответственность. Уверена, что опыт работы, которым делится Ирина Викторовна, изучение её личного подхода к данной теме, станут хорошим подспорьем для коллег - педагогов!

    ОтветитьУдалить
  3. Работа с детьми с диагнозом ЗПР нелегка, но спасибо воспитателям, которые помогают таким деткам социализироваться в обществе!

    ОтветитьУдалить